Энергоэффективный холод
В России существует расхожее мнение, что отечественная холодильная отрасль идет за мировыми тенденциями с опозданием в 5-10 лет. И в основном компании используют импортное оборудование и комплектующие, в том числе азиатского производства.
Однако современные реалии несколько иные. В корабельный и береговой рынок активно приходят компании из других сегментов со своим опытом и наработками., что должно оживить нашу консервативную отрасль. Тем более запрос на отечественное производство велик.
В рамках V Рыбопромышленного форума компания «ИНГЕНИУМ» представила целый спектр холодильных решений для рыбоперерабатывающей отрасли (заместитель директора по коммерции, Дмитрий Батенкин) рассказал «Медиапалубе» о передовых решениях, которые внедряет компания в свою работу, о своих планах и дал экспертную оценку иностранному холодильному оборудованию, которое сейчас используется на судах и береговых объектах.
П: – Расскажите об истории основания компании и основных целях?
– Компания «ИНГЕНИУМ» была основана в Ростове-на-Дону в 2007 году тремя амбициозными молодыми людьми. Само слово «ИНГЕНИУМ» имеет латинские корни – это прародитель слова «инженер». Отсюда и основной посыл компании- инжиниринг с упором на современные технологии, инновации и энергосбережение.
Первые проекты компания реализовала в Ростове-на-Дону и в Ростовской области. Изначально мы оснащали объекты по переработке продуктов и различные склады.
В эпоху развития продуктового ритейла компания стала активно работать на этом рынке и заняла одно из ведущих мест. Мы работали с сетевыми магазинами «Магнит», затем и с «Лентой», «Метро Кэш энд Керри» и другими известными брендами.
Компания активно продвигает на российском холодильном рынке природный хладагент R744 (СО2). Использование данного хладагента позволяет достигать высоких показателей по энергоэффективности, экономя до 25% затрат на электроэнергию в сравнении с хладагентами ГФУ.
И сегодня без преувеличения можно сказать, что сегодня в России наша компания является одной из ведущих по количеству, реализованных проектов на природных хладагентах (СО2).
П: – Какую номенклатуру оборудования вы предлагаете клиентам?
– Речь идет о всей номенклатуре оборудования, которое участвует в процессе охлаждения, хранения и переработки различных продуктов, изделий, материалов, в том числе продуктов питания. Ведь холодильное оборудование используется не только в пищевой промышленности, но и, например, для производства упаковки.
Компания «ИНГЕНИУМ» обладает всеми компетенциями в сфере холодоснабжения и кондиционирования пищевых и перерабатывающих предприятий. «ИНГЕНИУМ» осуществляет работы по комплексному проектированию холодильных систем, а также производству, поставке и монтажу холодильного оборудования, с последующим гарантийным сервисным обслуживанием
П: - Каковы мощности вашего производства?
- У компании «ИНГЕНИУМ» самое крупное и мощное производство в Южном федеральном округе по направлению холодильного оборудования. На сегодня это два цеха, общей площадью около 7 000 квадратных метров, в активе два офиса продаж в Ростове-на-Дону и в Москве и вся необходимая производственная инфраструктура. Штат компании составляет более 200 человек.
Оборудование производства «ИНГЕНИУМ» имеет Сертификаты соответствия СE и ЕАЭС, необходимые для продажи оборудования на экспорт. Система менеджмента качества стандарта 9001:2015 подтверждена немецким органом сертификации DQS.
П: – Был ли у вас опыт работы с промысловыми компаниями как по береговым, так и по флотским историям?
– Сегодня у нас несколько проектов, которые связаны с хранением уже замороженной рыбы или рыбопереработке. Объекты располагаются на Камчатке, в Мурманске и в средней части России.
П: – Какие наиболее интересные или сложные проекты вы реализовывали? В чем была сложность?
– На мой взгляд наиболее интересный проект – это внедрение технологий, работающих на природных хладагентах. Она однозначно должна себя хорошо зарекомендовать в крупных и наиболее производительных объектах.
Эти технологии эффективны при работе в низкотемпературных режимах, то есть при хранении замороженной продукции. Проекты, которые мы уже реализовали показали энергоэффективность природных хладагентов по сравнению с технологиями на фреоне, то есть с применением синтетических хладагентов. Кроме того, использование природных хладагентов позволяет существенно сократить выбросы парниковых газов.
И на наш взгляд данная технология охлаждения должна завоевать значительную часть рынка.
П: – Насколько рынок холодильного оборудования насыщен компаниями? Конкуренция в отрасли высокая?
– Компаний-производителей и поставщиков холодильного оборудования в России немало. Уровень технологий у всех разный, как и оснащенность производства.
Если мы говорим об уровне нашей компании, то мы находимся в топе списка. Но на фоне того, что сейчас в России не так много реализуется проектов, то конкуренция достаточно высокая.
П: – Насколько сильны позиции азиатских производителей и конкуренты ли они вам?
– Азиатские производители имеют преимущество число по региональному принципу. Это Дальний Восток, Сибирь, частично Урал. Там их позиция на рынке ощущается намного сильнее, чем в Центральной части или Северо-Западной части России.
И из опыта работы, российский производитель более активен и имеет большее количество объектов, поэтому заказчики склонны работать с отечественными поставщиками, несмотря на некоторое преимущество азиатских компаний по стоимости услуг.
П: – А вас отличает именно инженерный подход? Уровень технологии?
– Мы стараемся нашим заказчикам дать оптимальное решение с точки зрения капитальных и эксплуатационных затрат. Не всегда передовые технологии или технические решения позволяют получить нужный экономический эффект. Либо они не столь быстро отражаются на капитальных затратах, но в процессе эксплуатации, в среднесрочной перспективе, этот эффект будет виден. Вплоть до полной окупаемости холодильного оборудование за срок его службы. Мы все варианты показываем заказчику, объясняем какой наиболее приемлемый именно для его задач.
П: – Есть ли у вас планы по производству оборудования для оснащения судов?
– Планы по разработке линейки именно судового оборудования у нас были давно. Мы вели переговоры с рядом клиентов еще на прошлогоднем Рыбопромышленном форуме.
П: – Насколько в вашей доле весомая доля поставок для нужд рыбаков?
– Ну на текущий момент, она не весомая, около 10 процентов от всего объема заказов.
П: – С вашей экспертной точки зрения, насколько оборудование для судов сложное, с точки зрения производства?
– С точки зрения инжиниринга оно несложное. Основная проблема связана опять же с импортными комплектующими. Многие компании, которые производят нужные комплектующие не продают это оборудование в Россию. Зачастую – это единственные поставщики нужного оборудования.
Но работа по поиску аналогов идет. Появляются предложения на азиатском рынке. В перспективе это очень длительный просто процесс полного импортозамещения.
П: – Каковы ваши планы по развитию компании на ближнесрочную перспективу?
– Мы планируем развивать сразу несколько направлений. Во-первых, даже в сегодняшних условиях считаем важным экспорт. В 2020 и 2021 годах мы были награждены премией «Экспортёр года» по направлению холодильного оборудованию. Сейчас мы поставляем оборудование в Белоруссию, Армению, Казахстан и Румынию.
Во-вторых, есть серьезные намерения усилить направление переработки. Здесь у нас пока не так много объектов. В аграрной отрасли – это хранение фруктов, овощей и в строительстве объектов для переработки и хранению рыбы и рыбной продукции. То есть все то, что нужно нашей стране сейчас.
П: – Какие факторы больше всего мешают вашему развитию сейчас?
– Самый глобальный фактор – это санкционные ограничения. Все компании, которые занимаются производством испытывают проблемы с поставками комплектующих, а это влияет на сроки и ценообразование. Если растет стоимость логистики, и цена самих комплектующих, продукция становится дороже.
П: – Как продвигается политика импортозамещения в вашей отрасли? Появляются на рынке отечественные компании?
– Мы, конечно, смотрим на отечественных производителей комплектующих и постоянно ищем новых поставщиков.
П: – Что даёт вам участие в форуме? Насколько форум развивается? И планируете ли дальше принимать участие?
– В Рыбопромышленном форуме мы принимаем участие уже во второй раз. Это хорошее место и для того, чтобы пообщаться с партнерами, познакомиться с новыми заказчиками, узнать какие потребности, какие перспективы у этого рынка, а также показать себя и новые технологии холодильной индустрии.
Источник: Медиапалуба